logo1

    Несмотря на все заклинания проправительственных аналитиков, цены на продовольственные товары, особенно после принятия антисанкционных российских мер, упорно идут вверх.
    Впрочем, оговоримся сразу: комментатор вовсе не намерен связывать рост стоимости еды в России только с политико-экономической ситуацией последнего времени. Не один раз приходилось писать и объяснять, что по многим параметрам продовольственные цены в нашей стране занижены искусственно. Их удержание на минимально возможном уровне всей государственной машиной происходит, в основном, вследствие тщетности попыток заметно поднять уровень достатка российских граждан.
    В этом же ряду – падение курса рубля по отношению к доллару и евро при явном засилии импортного продовольствия, особенно в мегаполисах, плановый рост стоимости услуг естественных монополий и производителей агрохимии, да и монопольное положение торговых сетей также вносит сюда свою лепту. Как бы там ни было, по данным Федеральной службы государственной статистики России, за восемь месяцев этого года мясо и мясопродукты в России выросли в цене в среднем на 13%.
    В частности, говядина на кости подорожала на 4,3%, сосиски и сардельки – на 10,7%, вареная колбаса – на 11,1%, полукопченая и варено-копченая – на 11,2%, охлажденные куры – на 19,4%, свинина на кости – на 21,1%. Неразделанная мороженная рыба поднялась в цене на 10%.
    Молочная продукция подорожала в среднем на 9,4%, в том числе: пастеризованное цельное молоко – на 8,4%, сметана – на 8,5%, сливочное масло – на 9,6%, жирный творог – на 9,7%, стерилизованное цельное молоко – на 8,4%.
    С начала года инфляция в России составила 5,6% (правда, министр Улюкаев уверен, что пик ее роста в середине года уже пройден).
    Словом, воленс-ноленс признавать проблему роста цен приходится, равно как и пытаться искать из нее выходы.
    Первый, о котором столько говорится за последние двадцать с лишним лет – это прямое поддержание спроса со стороны граждан с низкими доходами. Но понятие продовольственные талоны настолько очернено историей последней сотни лет нашего государства, что никакие призывы обратиться к мировому опыту на сей счет, который весьма успешен во многих странах, пока эффекта не оказывают.
    Никак не налаживаются процессы добровольного саморегулирования. Беда в том, что эти схемы предварительного ценового договора между производителями еды, ее переработчиками и продавцами, с одной стороны, и потребителями, с другой, которые в США, Канаде, странах Евросоюза давно отлажены, узаконены и проводятся под патронажем государства, в России попросту не имеют никакой законодательной базы. А без нее невозможно по-настоящему разложить "кто есть кто" в ценообразовательном процессе и, соответственно, применить конкретные законные меры воздействия на "нарушителей конвенции".
    Чаще всего вместо того, чтобы всерьез заняться этим тонким, сложным, но таким нужным для общества и интересным процессом власти в центре и на местах по-прежнему пытаются приказать продовольственным ценам административное: "Стой!" Только цены не солдаты. И команд они не понимают.
    Так происходит и сегодня.
    Федеральной антимонопольной службе (ФАС) дана команда жестко отслеживать случаи роста цен на прилавках, с тем, чтобы…
    Чтобы что?
    Вот, например, ФАС распространила информацию: за неделю с 15 по 22 августа получено по горячей линии 574 жалобы по завышенным ценам на продовольствие, чаще всего упоминаются мясо и рыба, сообщил РИА Новости представитель службы.
    Действительно, вроде как демократия. Цены растут, граждане имеют право жаловаться и этим правом пользуются. А дальше?
    В этой ситуации все начинают оглядываться на власти. Мол, воздействуйте!
    Но пока, отдавая отчет в том, что административным паллиативом ценовую крепость не взять, российское Правительство не поддержало идею постановления о государственном регулировании цен на продовольствие в санкционных условиях. Этот вопрос обсуждался на совещании под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича.
    По итогам заседания было принято решение поручить контроль над ценами самим участникам рынка через подписание меморандума. Этот факт прокомментировала пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина.
    По ее словам, этот документ определит общие принципы взаимодействия участников рынка в рамках работы по сдерживанию роста цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продукты питания. Параметры меморандума определят сами ритейлеры и ассоциации производителей и поставщиков, пояснила представитель вице-премьера, при этом добавив, что речь не идет о полном отказе от подписания правительственного постановления в перспективе. В правительстве считают, что пока участники рынка в силах сами сдерживать рост цен с помощью механизма саморегулирования.
    Со слов участников совещания, параметры соглашения уже были представлены на совместном заседании с Минсельхозом и Минпромторгом. Они предполагают, что поставщики будут сохранять цены на санкционные товары на одном уровне в течение года. При этом торговые сети откажутся от бонусов по реализации этих групп товаров и будут использовать максимальную наценку в 10%.
    По этому поводу надо сказать, что самый факт подготовки меморандума между участниками рынка продовольствия есть вещь весьма позитивная. Однако и недостатки такого подхода уже указаны выше.
    Готовится общественная бумага общественных организаций, которая, по сути, есть не более, чем изложение намерений участников. А ведь идеал, о котором мы все время говорим, - это документ, имеющий строгий юридический смысл и силу.
    Второй недостаток – отсутствие в числе сторон самих потребителей еды.
    Конечно, гражданское общество в России когда еще созреет, но все равно приучаться к участию представителей граждан страны в таких важнейших для жизни каждой семьи процессов надо уже теперь.
    В третьих. Гарантом такого рода договоренностей в той или иной форме все же должно выступать государство. В чьем лице? В российских условиях, когда непонятно, какое именно ведомство конкретно отвечает за прокорм потребителей этот вопрос совсем не праздный. Но решать его все равно надо и придется.
    Повторюсь.
    Процесс, по поводу которого я попытался в очередной раз порассуждать, весьма сложный и небыстрый. Понятно, что при исполнении такой логики неизбежно придется трогать таких "священных коров" для наших цивилистов и законодателей, как Гражданский и Бюджетный кодексы, законы о торговле и о неправительственных некоммерческих организациях и не только. В срочном порядке надо начать пропаганду опыта применения мер продовольственной поддержки малоимущих, который уже имеется в России.
    Однако я абсолютно убежден, что рано или поздно это все равно делать придется. Иначе проблема установления в нашей стране нормальных и справедливых цен на еду решению вряд ли поддастся.