logo1

    Общественники Новосибирска предложили мэрии создать муниципальную инспекцию, которая координировала бы независимую экспертизу качества продуктов питания
    "Независимая общественная экспертиза может существовать в двух ипостасях. Это могут быть просто независимые эксперты, общественники и фонды. Такое в некоторых регионах происходит, и это хорошо. В некоторых регионах координирование этой работы на себя берут власти. Например, в Петербурге, Москве, Вологде, Самаре, Саратове", - рассказал журналистам директор НП "Сибирский федеральный центр оздоровительного питания" врач-диетолог Яков Новоселов.
    По его словам, совместная деятельность в разы повышает эффективность борьбы с недобросовестными производителями и продавцами. Новоселов отметил, что в магазинах очень часто обнаруживаются просроченные товары, в том числе с переклеенными ярлыками, а в целом до 70% реализуемых продуктов представляют собой суррогаты, малополезные, а то и опасные для здоровья.
    Мэрия, при всем желании, по словам эксперта, не может самостоятельно, без общественников, контролировать качество продуктов питания, так как не может тратить деньги на контрольные закупки. Именно на этом способе он настаивает.
    "Мы как эксперты вообще никогда не ездим на производство. Нужно брать только с полок готовый продукт, который берет потребитель. Роспотребнадзор в декабре должен вывешивать план на будущий год. Вот он потом приедет, естественно, там все хорошо. Предприятию надо только не перепутать тот продукт, который они покажут Роспотребнадзору или делегации с тем, что они потом отправят в магазин", - сказал Новоселов.
    Продукты из, как он говорит, фальсифицированного сырья производят крупные предприятия пищепрома, входящие в транснациональные корпорации, а не мелкие производители. Кроме того, много некачественных продуктов поставляется из-за границы.
    "Потребители могут и должны сегодня включиться в работу государства, которое предпринимает определенные шаги по восстановлению нашей пищевой промышленности и сельского хозяйства. Мы должны выбирать наш российский полезный качественный продукт", - считает эксперт.
    Новоселов отметил, что малые и средние предприниматели крайне редко делают некачественную продукцию. "И даже не только в силу их добросовестности, а в силу того что им это финансово невыгодно", - сказал он, пояснив, что дело в объемах. Если производитель хочет сэкономить на качестве и заменить натуральное молоко пальмовым маслом, то выгода будет, когда речь идет о тоннах, а не трех килограммах. В этом случае проще сделать из натурального молока.
    Член Общественной палаты Новосибирской области, руководитель общественного фонда защиты прав потребителей Евгений Митрофанов рассказал, как происходит независимая экспертиза сейчас.
    Общественники идут в торговые сети, закупают продукты. Все это снимается на видео, составляются акты. После этого товар запаковывается, пломбируется и доставляется в аккредитованную лабораторию. По результатам исследования следует обращение в суд в защиту неопределенного круга потребителей.
    По словам Митрофанова, тяжба обычно длится около года, в итоге суд постановляет запретить продавать конкретный продукт. После этого исполнительный лист отдается судебным приставам. Те приходят в магазин спустя весь этот срок и, что неудивительно, не находят там запрещенного продукта. Так заканчивается исполнительное производство.
    "На мой взгляд, этот путь неэффективный, мы его проходили несколько десятков раз. Был удачный пример сотрудничества с мэрией, мы выиграли их грант в размере 50 тыс рублей, проверили несколько десятков продуктов", - рассказал Митрофанов.
    Общественники провели экспертизу, отдали в мэрию результаты исследования, выбрали самый показательный случай, когда молоко разводилось растительным жиром, и договорились с мэром (на тот момент должность занимал Владимир Городецкий- ред.) о том, чтобы он предъявил иск в защиту интересов неограниченного круга лиц к производителю.
    Ответчиком выступал один из крупнейших производителей молочной продукции Алтайского края, суд запретил ему делать молоко с добавками, непредусмотренными существующими техническими регламентами.