logo1

    Российская Федерация запретила импорт продовольствия из стран ЕС, США, Канады, Австралии и Норвегии. Безусловно, введение данных запретов приведет к определенным изменениям в отечественной экономике – российские ритейлеры будут вынуждены искать другие каналы поставок и, соответственно, менять постащиков, а логистические компании – выстраивать новые маршруты.
    6 августа 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал указ "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Исполняя его, правительство РФ приняло постановление № 778 от 7 августа 2014 года, вводящее эмбарго на импорт ряда продуктов из стран, ранее применивших экономические санкции в отношении российских граждан и компаний. Как следует из документа, санкции распространяются на США, все 28 стран Европейского союза, Канаду, Австралию, а также Норвегию, которая ранее поддержала ЕС. Все ограничения вводятся сроком на год, однако председатель правительства РФ Дмитрий Медведев заявил, что они могут быть пересмотрены, если "наши партнеры продемонстрируют конструктивный подход по вопросам сотрудничества".
    Итак, с 7 августа Россия полностью запретила ввоз из этих стран всех основных видов мяса: говядины, свинины, домашней птицы – кур, индеек, уток и гусей. Исключение сделано для баранины, конины и ослятины. Под запрет попали колбасы, рыба (от живой до замороженной), мидии, улитки и устрицы (консервов запрет не касается). Запрещена к ввозу вся молочная продукция: молоко, сливки, йогурт, кефир, сливочное масло, сыр, творог. Россия также больше не будет ввозить из данных стран картофель, капусту, томаты, лук, морковь, огурцы, бананы, яблоки, виноград, абрикосы, вишню.
    Попробуем выяснить, что именно изменится в сфере грузоперевозок вследствие нововведений. Для начала стоит учесть, что импортом продуктов питания в РФ занимается ограниченное количество логистических провайдеров, а из ЕС они импортируются главным образом дистрибьюторами или торговыми сетями, обеспечивающими логистику собственными силами. Опрошенные эксперты полагают, что в большинстве случаев и те и другие смогут относительно безболезненно найти альтернативные источники поставок продуктов, относящихся к таким категориям, как фрукты, овощи, мясо и частично молочная продукция. "Логистическим провайдерам придется переориентировать свои маршруты на страны Юго-Восточной Азии, Китай и государства Латинской Америки", – считает директор по маркетингу логистической компании "Молком" Полина Винокурова. По ее словам, рост затрат на логистику вышеперечисленных товарных групп из стран Латинской Америки и Юго-Восточной Азии будет нивелирован более низкими закупочными ценами. "Логистические компании, которые на момент введения запретительных мер уже имели опыт работы и налаженные маршруты поставок из Китая, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, окажутся в наиболее выгодной позиции и смогут оперативно нарастить объемы перевозок и найти новых клиентов", – считает она. Негативное влияние запрета на импорт ощутят на себе лишь дистрибьюторы, специализирующиеся на торговле эксклюзивными деликатесными продуктами питания, которые производятся или выращиваются только в Европе или США, – это, например, дорогие сыры (французские, голландские, итальянские), некоторые виды морепродуктов.
    С тем, что введение продовольственных санкций на импорт в РФ скажется на смене направлений грузопотоков, согласен и независимый эксперт Алексей Клецко. "Овощи и фрукты, которые раньше доставляли в Россию из Европы, теперь начнут ввозить из Турции и стран Северной Африки, – комментирует он. – Но каким конкретно транспортом они будут доставляться, пока сказать сложно".
    С молочными продуктами ситуация иная. Например, в Омске ассортимент молочной продукции, предлагаемой населению ритейлерами, вряд ли кардинально изменится, а вот в Санкт-Петербурге импорт аналогичных продуктов из Финляндии может значительно сократиться и потерянное нужно будет чем-то восполнять. По данным таможни за 2013 год, из всех продуктов питания, которые Финляндия экспортировала в Россию, ныне запрещенные составляли 67%, то есть можно предположить, что объем экспорта финского продовольствия, который равнялся ?420 млн, теперь снизится до ?140 млн. Генеральный директор компании Friends Logictics Oy Алексей Емеличев считает, что троекратное падение объемов перевозки снизит и ставки на транспортировку грузов.
    Впрочем понятно, что, согласно законам диалектики, перемены несут не только отказ от полюбившихся продуктов, но и новые возможности. Секретарь Общественной палаты, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" Александр Бречалов в связи с этим полагает, что очень важно использовать тот шанс, который предоставляет эмбарго на импорт ряда продовольственных товаров в РФ. "Все в наших руках, – говорит он. – Это своего рода месседж в сторону правительства, а также бизнес-сообщества и потребителей. Это рабочие места и внутренние инвестиции". По мнению А. Бречалова, надо вкладывать деньги в формирование и развитие собственных продовольственных товаропотоков (правда, при этом он не указывает, где их можно взять). "Почва очень хорошая для этого, но все будет зависеть от того, насколько мы оперативно будем на это реагировать", – уверен эксперт.
    Вице-президент по развитию екатеринбургской транспортной компании AVS Group Александр Трахтенберг согласен с тем, что реагировать надо, вопрос лишь в том – где и кому? "Продовольственные грузопотоки в новых условиях сместятся к портам, и большая их часть будет завязана на городах, имеющих выход к морю", – полагает он. По словам А. Трахтенберга, если в РФ появятся продукты из стран Латинской Америки и Азии, в том числе Юго-Восточной, то местных игроков на Урале эти потоки не затронут – все они пойдут либо через Новороссийск, либо через Санкт-Петербург, либо частично через Владивосток. Однако при этом эксперт считает, что если раньше все логистические схемы замыкались на Москве, то теперь можно попытаться сделать так, чтобы они шли через федеральные хабы. "По идее, все может повернуться так, что новые грузопотоки можно будет затащить в Екатеринбург", – отмечает А. Трахтенберг.
    Не случайно его земляк и исполнительный директор ЗАО "Урал-Контейнер" Владимир Демьяненко полагает, что введение запрета на продовольственный импорт из стран ЕС положительно скажется на работе его компании. "Мы ожидаем увеличения перевозок из региона Юго-Восточной Азии, – сообщает он. – География наших поставок охватывает Китай, Таиланд, Корею, Тайвань, и сегодня мы готовимся к увеличению заказов на перевозку продовольствия из этих стран".
    В целом сложно предсказать, как ожидаемые перемены скажутся на деятельности железнодорожного транспорта. Если объем поставок (например, рыбы) с Дальнего Востока действительно возрастет, усилия железнодорожников по оптимизации грузопотоков и грузоотправителей по обратной загрузке могут оказаться как нельзя более востребованными. То же самое касается и вывоза товаров из портов – в том случае, если объемы поставок действительно начнут расти. А уж если упадут объемы автомобильных перевозок из Европы (а все идет к этому), то железнодорожникам стоит основательно подготовиться к перехвату грузопотока. В общем, самое главное – быть начеку в соотвествии с классической пословицей: "Хочешь мира – готовься к войне".