logo1

    Торговые сети и их поставщики — начали разбирать конфликты самостоятельно, без привлечения антимонопольной службы. Созданная самими компаниями комиссия потребовала от "Ашана", "О’кей" и "Ленты" не взимать с производителей плату при открытии новых магазинов - этот бонус доходил до 3% выручки. Если мирно договориться не удастся, дело будет передано в ФАС.
    Несговорчивый француз
    О том, что у торговых сетей слишком большие аппетиты, РБК-Петербург говорят многие участники рынка. Пробиться на полки гипермаркетов удается далеко не всем поставщикам. Самый грозный имидж у сети "Ашана". Как, например, сообщили корреспонденту РБК-Петербург в северо-западной группе компаний "Галактика" (производит молочную продукцию под марками Milk time, Tom and Jerry, "Большая кружка", "Сударыня", Valio), в настоящее время они сотрудничают почти со всеми торговыми сетями города. "Необработанным" пока остается только "Ашан". Покорить его молочники пытаются давно, но мешают им в этом жесткие требования французов и высокие запросы.
    Но для того, чтобы продукция "Галактики" попала на полки "Ашана", компании необходимо преодолеть множество сложностей. "Они диктуют политику. Получается не очень партнерский разговор, а выкатывание условий под угрозой выкидывания", - отмечает директор группы компаний Максим Бырдин. По его словам, сеть пытается каждый год увеличивать маржинальность на 2-3%. А такие аппетиты больно бьют по поставщикам.
    "У "Ашана" несколько другое ценообразование, чем у других сетей. Они дают меньшую наценку на продукцию, чем все остальные сети. У них такая политика. Они позиционируют себя как компания-дискаунтер. Соответственно, когда они дают такую низкую цену, цена на полке получается ниже для потребителя, чем у всех остальных сетей. Это не всегда удобно с точки зрения поддержания хороших, лояльных отношений с остальными сетями", - говорит Т.Третяченко.
    Именно эти сложности помешали "Галактике" несколько лет назад договориться с "Ашаном". После этого компания оставила всякие надежды на это, чтобы не портить себе бизнес-картину. Однако теперь ситуация изменилась - "Галактика" планирует в течение года заключить контракт и с "Ашаном". По словам маркетолога компании Татьяны Третяченко, на желание заключить договор с сетью повлияли смена руководства в "Галактике", которое сделало ставку на географическую экспансию. А федеральный "Ашан" может выпустить молочников в другие регионы России.
    Причем "Галактика" - далеко не единственная компания, которой пришлось столкнуться со сложностями при заключении контракта с "Ашаном". О жестких условиях торговой сети рассказали и в молочной компании "Лосево". С 2007г. компания договорилась о сотрудничестве с французами, однако оно продлилось недолго. "Мы пришли к выводу, что для нас это тяжело. Нас не устроили бонусы, которые брала сеть", - сказала специалист отдела PR и рекламы группы компаний "Лосево" Валерия Иванова. Самому же "Ашану", по ее словам, не понравилось, что "Лосево", помимо развесной продукции, стало поставлять в гипермаркет товар в собственной упаковке.
    О жестких закупочных условиях крупных торговых сетей говорит и директор аналитического агентства Infoline Иван Федяков. "У "Ашана" традиционно были одни из самых жестких закупочных условий, потому что это очевидный лидер, крупнейшая международная сеть, третья по величине сеть в России (после "Магнита" и X5 Retail Group)", - сказал он.
    Как пояснили в самой торговой сети, политика по закупкам едина для всей компании, а условия одинаковы для всех поставщиков, если они отвечают требованиям по качеству, срокам поставки и объемам производства. В компании подтвердили, что в настоящее время ведутся переговоры с "Галактикой" на предмет сотрудничества по созданию собственной торговой марки "Ашан".
    "Мы активно сотрудничаем с производителями Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но, к сожалению, небольшие предприятия не всегда могут выдержать объемы и сроки "Ашана"", - говорит менеджер по внешним коммуникациям компании Андрей Творогов. По его словам, сегодня компания активно сотрудничает с "Пискаревским молзаводом". Так же ведутся переговоры с другими производителями Ленобласти. Всего у компании 70 партнеров из Петербурга и Ленобласти.
    Входные бонусы
    Но проблемы у поставщиков возникают не только в отношениях с "Ашаном". Все другие крупные торговые сети, говорят участники рынка, ведут точно такую же политику. В распоряжении РБК оказались письма Межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС) к генеральным директорам трех российских сетей: Яну Дюннингу из "Ленты", Тони Майеру из "О’кей" и Жан-Пьеру Жермену из "Ашан Россия". МЭС сообщил сетям, что Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик - "третейский суд" для ретейлеров и поставщиков — получает жалобы от производителей.
    И вот, среди прочих, комиссия получила ряд жалоб на навязывание им маркетинговых услуг со стороны магазинов. В частности, сети брали плату за "обеспечение представленности товаров в новых (открываемых) торговых объектах", по сути — "входные бонусы". Подобные практики, напоминает комиссия, признаны недобросовестными, а навязывание маркетинговых услуг и вовсе запрещено законом "О торговле".
    С жалобой на сети в комиссию обратилась Ассоциация производителей и потребителей масложировой продукции (объединяет крупнейшие отраслевые предприятия, такие как "Эфко", "Юнилевер", "Нэфис"). Она подтверждает, что ее члены были вынуждены перечислять ретейлерам до 3% их годового товарооборота в этих сетях. Платежи за открытие новых торговых точек зависят от формата магазина и величины поставщика, говорит один из производителей, пожелавший остаться неназванным. По данным другого источника, крупные сети могут брать с поставщика при открытии новой торговой точки до 0,6 млн руб., небольшие сети — 1,5 тыс. руб. за одну ассортиментную позицию на одну новую точку. Оформляются такие услуги как рекламирование товара, поставляемого в новые торговые центры, или проведение в новом магазине исследования покупательского спроса и рынка сбыта товаров заказчика, добавил собеседник РБК.
    Директор по развитию "Руспродсоюза" Дмитрий Востриков говорит, что большинство торговых сетей уже отказались от взимания подобного вида платежей. Один из поставщиков мясной продукции рассказал РБК, что бонус за открытие новых магазинов взимают в основном торговые сети из "второго эшелона".
    Начальник управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев отмечает, что недавно по поручению первого вице-президента Игоря Шувалова антимонопольное ведомство провело опрос среди поставщиков сетей о том, как сети перестраивают свою работу с ними. Многие ретейлеры отказываются от сложных неэластичных схем с бонусами, утверждает он, вместо этого они требуют меньшую закупочную цену.
    Тень ФАС
    Сети должны ответить на претензии не позднее 18 июля. Если ответа не последует и бонусы с поставщиков по-прежнему будут взиматься, следующее заседание комиссии по этому вопросу посетят представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и Минпромторга.
    После вступления в силу резонансного закона "О торговле" в 2010 году ритейлеры отчаянно пытаются показать властям, что могут самостоятельно вырабатывать механизмы регулирования отрасли и вмешательство государства им не нужно. Комиссия по применению Кодекса добросовестных практик была учреждена 22 августа 2013 года, в нее вошли, в частности, президент группы "Дикси" Илья Якубсон, совладелец "М.Видео" Александр Тынкован, предправления "Союзмолока" Андрей Даниленко и глава "Руспродсоюза" Максим Протасов. Решения комиссии носят рекомендательный характер, но если к ним не прислушиваются, дальнейшее разбирательство происходит с участием ФАС. В мае 2014 года торговцы и поставщики договорились, что вместе с договором поставки будут подписывать соглашение о применении норм кодекса.
    В сети "Лента" получение письма подтвердили, однако ответить на него еще не успели. "Лента" намерена работать вместе с другими торговыми сетями над выполнением положений кодекса", — заверила директор по связям с общественностью и госорганами Анна Мелешина. В "Ашане" и "О’кей" писем от комиссии еще не получали.