logo1

    С 1 мая вступает в силу технический регламент Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции", разрешающего реализацию мяса, полученного только в условиях специально предназначенных для этого убойных пунктов. Регламент уже успел наделать много шума. Напомним, что проект предусматривает единые обязательные требования к безопасности мяса и мясной продукции, а также к маркировке и упаковке, процессам производства, хранения, перевозке, реализации и утилизации.
    У этого нового нормативного акта Таможенного союза, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан, есть масса аспектов, с которыми так или иначе должны быть ознакомлены как владельцы подворий, так и работники торговой системы, рынков и других пищевых и перерабатывающих предприятий.
    О том, каково положение дел в исполнении этого закона, мы узнали у заместителя министра сельского хозяйства и продовольственной политики Республики Саха (Якутия) С.Н. Дерягина.
    - Сегодня в республике имеется 13 специализированных убойных пунктов: в Мегино-Кангаласском, Горном, Намском, Сунтарском, Амгинском, Усть-Алданском, Чурапчинском, Таттинском, Томпонском, Вилюйском, Нюрбинском улусах. Сложность в том, что каждый убойный пункт, как говорится, имеет то техническое состояние, которое имеет: некоторые не очень соответствуют современным стандартам требования нового техрегламента. Но каждый убойный пункт подконтролен надзорным органам, здесь полностью соблюдается прозрачность ветеринарно-санитарных требований. И одно это – хорошо.
    В текущем году будет построено дополнительно пять убойных пунктов: в Усть-Алданском улусе СХПК "Лена-Ас" на 10 гол. в смену, в Сунтарском улусе СХПК "Крестях" на 90 гол, в Хангаласском улусе ООО "Конезавод Берте" на 10 гол, в Нижнеколымском улусе КРО РО "Турваургин" на 120 гол. оленей в смену, в Усть-Янском улусе в СХПЗК "Таба-Яна" на 50 голов. По предварительным подсчетам убойные пункты хозяйства приобретают в сумме, начиная с 18 до 21 млн. рублей с полным циклом производства: убоем, разделкой, ветеринарно-санитарными условиями контроля и т.д.
    Один из крупных проектов министерства в этом направлении – строительство мясоперерабатывающего комбината в п. Нижний Бестях. Сегодня там отведен земельный участок, подготавливаются проектно-сметные документации объекта.
    Конечно, этого объема мало. Учитывая территориальные просторы необходимо рассчитывать так, чтобы нормальный стационарный убойный пункт имелся в нескольких ключевых наслегах.
    Ведь такое же сложное состояние было и в преддверии введения Техрегалмента на молоко и молочную продукцию. Но сегодня проблема в этом вопросе решена: почти во всех наслегах имеются первичные условия охлаждения, пастеризации и переработки молока. В очень отдаленных наслегах вырабатывается масло сливочное, которое также уже находит своего потребителя на рынке. Плюс к этому, ежегодно в этом направлении вводятся улучшенные современные перерабатывающие объекты, как например, в этом году в Мегино-Кангаласском и Таттинском улусах.
    А в направлении мяса и мясной продукции проблемы есть, которые надо решать. С моей точки зрения, по сравнению с другими регионами, у нас положение чуть лучше, но успокаиваться нельзя – необходимо внедрять новые современные убойные пункты. В этом вопросе мы совместно с ветеринарной службой республики проводим рабочие совещания для выяснения новых путей работы. Ветеринарная служба республики в отношении установления прозрачности работает качественно: в республике установлены системные меры профилактики заболеваний, лечения и контроля за сельскохозяйственными животными. Поэтому даже в сегодняшних условиях в республике один из важных пунктов регламента – прослеживаемость происхождения мясного сырья, вся цепочка — от условий убоя животных до реализации продукции — прозрачна.
    В техническом регламенте четко сказано, что продукты убоя перед выпуском в обращение подлежат подтверждению соответствия путем ветеринарно-санитарной экспертизы, то есть, как принято в таких случаях говорить, проходить клеймение — это конечный этап обязательной экспертизы. Владельцу продукции, предназначенной для реализации, выдается ветеринарный сопроводительный документ.
    А теперь о том, что касается подворий. Полного запрета убоя скота на подворьях не устанавливается. Убой животных для собственного потребления продуктов допускается, но вводится запрет на подворный убой скота в целях реализации мяса и мясопродуктов в торговле и пунктах общественного питания.
    Опасаться этого не надо. Какие-то новые формы работы с владельцами личных подворий будут внедряться. Например, в прежние времена существовала организация "Заготскот", бравшая животных у частников в августе. Скот содержался, доводился до нужных весовых кондиций и отгружался на мясокомбинат. Главное здесь – договориться о цене товара и порядке расчетов и все. Договорились две стороны, приехал частный заготовитель, купил животное, рассчитался деньгами — все, сделка завершена!
    Я был в составе рабочей группы на Чукотке. Там убойные стационарные пункты начали ставить еще с 2007 года. Небольшие, мобильные пункты, как в Чукотке, и нас бы устроили, они совместного производства – российско-импортные.
    Министерство ищет и просматривает варианты поставки в качестве рекомендации хозяйствам для приобретения убойных пунктов небольших размеров, включающих в себя убой, разделку и ветеринарно-санитарный контроль продукции. Убойные пункты должны устроить как по качеству, так и по цене.
    Одной из главных целей разработки техрегламента является защита интересов покупателей и потребительского рынка от фальсификаций и формирование условий честной конкуренции. Контроль за выполнением этих требований для продукции, находящейся в торговом обороте, преимущественно будет у Роспотребнадзора.
    Наша же задача – обеспечить условия для проведения организованного убоя скота на местах, чтобы в финансовом плане не испытали последствия от нового техрегламента сельские товаропроизводители.