Выросло производство сыров (+10%), питьевых сливок (+10%), йогуртов (+4%), детского питания на молочной основе (+4%), сухой сыворотки (+10%), СОМ (+21%) и СЦМ (+15%).
Производство сливочного масла практически соответствует уровню 2018 г.
Рекордные объемы запасов молочной продукции, сформированные в начале 2018 г., к середине I кв. 2019 г. были нормализованы по большинству категорий (кроме сыров), а по сухому молоку (особенно СЦМ) даже опустились ниже среднего многолетнего уровня.
Единственной категорией, сохранившей более высокие запасы, остаются сыры: наращивание производства не подкрепляется платежеспособным спросом, экспорт также остается слабым, поэтому готовая продукция переходит в запасы (росту стат. запасов сыров также может способствовать их выдерживание для созревания).
Рост импорта слив. масла из Новой Зеландии в конце года и сокращение отставания в производстве с уровнем прошлого года во II полугодии способствовало восстановлению запасов сливочного масла, но они остаются ниже уровня 2017 – 2018 гг.
ПРОИЗВОДСТВО СЫРОГО МОЛОКА
Производство сырого молока увеличилось за янв.-нояб. 2019 г. на 2,1% (до 29,0 млн т) в сравнении с тем же периодом 2018 г., в т. ч. товарного, по предв. оценкам, – на 3,7%, до 20,6 млн т. В СХО прирост производства тов. молока составил 4,8%, до 14,8 млн т, в К(Ф)Х и ИП – 6,2%, до 1,7 млн т, в хоз-вах населения продолжилось снижение (-1,4%, до 4,0 млн т).
По итогам года производство товарного молока может вырасти до 22,2 млн т (+3%).
Увеличение производства обусловлено вводом новых комплексов, повышением мол. продуктивности коров и уровня товарности.
В 2020 г. многолетний тренд роста объемов производства товарного молока сохранится на фоне ввода новых комплексов, интенсификации производства.
Поголовье коров к концу ноября 2019 г. составило 7,94 млн гол. (+0,1% к уровню 2018 г.). Снижение – в СХО (-0,8%) и частном секторе (-0,6%), прирост – в К(Ф)Х и ИП (+4,1%).
Надои молока на 1 корову в сельскохозяйственных организациях (кроме микропредприятий) в январе – ноябре 2019 г. выросли на 6,5% (+387 кг) и составили 6 335 кг.
По итогам 2019 г. средняя продуктивность может вырасти на 3,8%, до 4 663 кг.
Потребление молочной продукции
Потребление молочной продукции обуславливается уровнем доходов населения и ценами на готовую продукцию.
1. Повышение цен при стагнации доходов в 2018 г. привело к сокращению общих объемов потребления молочной продукции на 0,5%, до 33,6 млн т (потребление товарной продукции сократилось на 0,5%, до 27,4 млн т), среднедуш. показателя – на 0,4%, до 229 кг/чел./год.
2. В 2019 г. начинает восстанавливаться объем потребления молока (в мол. эквиваленте). Основной фактор – «обеление» рынка и снижение доли фальсификата: промышленные производители готовой продукции в связи с ужесточением контроля за качеством производимой продукции формируют дополнительный спрос на молочный жир и сухое молоко в сегменте b2b, однако в большинстве потребительских категорий в физической массе продукта потребление продолжает падать.
3. По итогам 2019 г. валовое потребление молочной продукции может увеличиться на 3,4%, до 34,7 млн т, в том числе товарной продукции – на 4,6%, до 28,6 млн т (+1,2 млн т).
Среднедушевой показатель при этом вырастет до 236 – 237 кг/чел./год (+3%).
4. Растущий спрос обеспечен, прежде всего, увеличением производства товарного молока, а также расширением импортных поставок мол. продукции.
5. Снижение реальных располагаемых доходов населения в I полугодии 2019 г. и слабые темпы восстановления к концу года способствовали сохранению тенденции сокращения покупательской активности, что нашло отражение в сокращении физических объемов потребления, прежде всего, традиционной молочной продукции, в то время как современные категории росли.
6. Так, потребление цельномолочной продукции в целом по итогам 11 мес. 2019 г. снизилось на 2,6%, в т.ч. питьевого молока – на 1,6%, кефира – на 5,2%, сметаны – на 3,9%, творога – на 5,8%, в то время как спрос на йогурт вырос на 4,2%.
7. Изменения в маркировке продукции и растущий тренд на здоровое питание, потребление молочной продукции без заменителя мол. жиров способствовали переориентации спроса с сырных продуктов на традиционные сыры.
8. В результате спрос на сырные продукты продолжил сокращаться (-26%), на сыры – расти (+9%), несмотря на рост цены (+10% за год в ноябре).
9. Схожая тенденция отмечается и в отношении молочного жиров: спрос на маргарины и спреды снизился на 12%, в то время как потребление сливочного масла выросло на 6% (b2b- и b2cсегменты). Однако во многом указанный прирост обеспечивается импортной продукцией.
Источник: отчет Союзмолоко