Речь председателя Стамбульского союза экспортеров зерновых, бобовых, масличных культур и изделий из них Зекерия Мете на мультимедийной пресс-конференции в МИА "Россия сегодня" ложилась как бальзам на рану. Еще бы: все страны ополчились на Россию, а тут…
Конечно, сделаем скидку на восточный менталитет, но любого россиянина не оставят равнодушными слова:
– Россияне и турки в вопросах национального самосознания гораздо ближе друг к другу, чем страны Запада. Турки всегда следуют той политической линии, которое руководство выбирает для страны. Я вижу, что российский народ тоже активно поддерживает позиции своего политического лидера. Мы заинтересованы в торговле с Россией без участия стран Евросоюза, США. Запрет ввоза в Россию отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия из западных стран открывает новые возможности для турецких производителей пищевой промышленности.
Ныне турецкий экспорт сельскохозяйственных продуктов составляет 1,2 млрд долларов. Мы рассчитываем в 2015 - 2016 годах довести этот показатель до $3 - 4 млрд в год. Если, конечно, будет решена проблема таможенных пошлин.
Эксперт напомнил, что Турция один из самых крупных партнеров России по закупке энергоресурсов, импортирует 2,5 - 3 млн т пшеницы в год (в 2013 году закупили у нашей страны зерно на $1 млрд). В связи с этим он отметил: "Наш промышленный сектор осуществляет самый большой объем импорта. Россия наш лучший партнер по поставкам пшеницы. В ответ на это мы хотели бы, чтобы у нас покупали такие продукты как шоколад и сладости. Стабильные взаимоотношения очень важны для нас и мы хотим, чтобы Россия сотрудничала с нами и вне зависимости от квот ЕС",
Сладости "Ворот Востока" известны во всем мире. Производство их является одним из секторов экономики с самым высоким уровнем прибавочной стоимости в Турции. Слушая председателя Группы по продвижению продаж кондитерских изделий Хидаета Кадироглу, я прямо ощущал как тает во рту щербет:
– В 2013 году мы экспортировали в Россию кондитерских изделий на $40 млн (в то время как Россия импортировала сладостей со всего мира на $3 млрд). Это очень мало. В этом году 36 крупных турецких компаний приехали в Москву на выставку World Fool (раньше было 26) и надеются заключить взаимовыгодные контракты. Мы готовы производить продукцию по российским стандартам.
В продовольственном секторе, который мы сейчас представляем, у Турции есть очень серьезный потенциал. Мы намечаем вдвое увеличить экспорт кондитерских изделий в Россию в 2015 году – довести до $80 млн. В будущем просим выделить для себя поставки кондитерских изделий в Россию на сумму в $2 млрд.
Отмечу, Турция поставляет немало овощей и фруктов на наши прилавки. В связи с этим З. Мете высказался так:
– В России очень серьезные стандарты в отношении овощной продукции. Сейчас ведется работа по аккредитации турецких компаний, которые соответствуют российским стандартам качества. Составлен календарь, который будет регламентировать время прохождения проверок на каждом предприятии и время выдачи сертификатов. Это несколько замедляет продажи, потому что бюрократические процедуры всегда отнимают много времени. Но после аккредитации и сертификации торговые поставки оживятся. Мы имеем достаточный потенциал для того, чтобы заменить европейские компании, попавшие под российские санкции и надеемся, что российский Минсельхоз и таможенные службы изменят условия таможенного налогообложения для турецких товаров. Сейчас наш приоритет в торговле – Россия. Все, что останется, будет продаваться другим странам.
К сожалению, конкретных цифр по будущим поставкам овощей не было названо. Зекерия Мете буквально так сказал: "Я не готов ответить на этот вопрос". А жаль. Шоколад хорошо, но это все-таки не продукт первой необходимости.
То же касается и мясомолочной продукции, импорт которой совсем недавно доходил до 40%. Даже при всем желании наши братья из Белоруссии не смогут занять образовавшуюся нишу. Объяснить это можно высокими таможенными пошлинами для турецких фирм. По словам Зекерия Мете, "сейчас пошлины на ввоз турецкой агропродукции в Россию в среднем вдвое выше, чем на ввоз продукции из ЕС. Речь идет о зерновой, мясо-молочной, кондитерской продукции. Мы не требуем каких-то особых льгот и преференций. Мы требуем, чтобы пошлины были равными со странами Евросоюза".
Действительно, нет никаких причин выносить Турцию в другую налоговую категорию. Тем более, дружественный народ не поддерживает санкции против нашей страны.
Кроме того, заслуживают внимания слова З. Мете: "Мы надеемся, что страны Таможенного союза подключат нас к договору о свободной торговле. Мы на это рассчитываем. Тогда товарооборот между Турцией и Таможенным союзом резко возрастет…Турция однозначно заинтересована в том, чтобы стать членом, страной-наблюдателем, ассоциированным членом Евразийского союза".
В связи с желанием турецких производителей крепить торговые отношения с Россией, не опасаетесь ли вы ухудшения отношений с Евросоюзром? – был задан такой вопрос. На что последовал ответ:
– Турция – страна гордая и мы не так легко поддаемся на всякие провокации и давление. Поэтому мы будем проводить свою линию, нас не так легко сломать. У нас большой козырь – мы не члены Евросоюза и поэтому отношения с ЕС всегда можем пересмотреть. Для нас перспективнее отношения с Россией. И мы всегда об этом помним.
– Ряд государств, воспользовавшихся благоприятной конъюнктурой, повысил цены на экспортируемые в Россию товары. Не возник ли у турецких экспортеров искус последовать такому примеру? – поинтересовался автор этих строк у г-на З. Меты. Он даже обиделся:
– Никогда таких мыслей не возникало. Как можно наживаться на трудностях близких соседей. Ни в коем случае цены не поднимем и рассчитываем на долгосрочное и плодотворное сотрудничество с Россией. Президент России Путин и президент Турции Эрдоган поставили цель к 2023 году достичь торгового оборота в $100 млрд. Мы должны выполнять этот наказ и достичь поставленной цели.
После этого других вопросов не возникло.